Закрыть
Закрыть
  2024

История конвента:2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 / 20072006 2005 2004 2003 2002 2001 2000 1999 1998 1997 1996 1995 1994 1993 1992 1991 1990

Интерпресскон–2013

Посвящается памяти Бориса Натановича Стругацкого

811 мая, Санкт-Петербург, пансионат «Северная Ривьера»

Премии Результаты голосования Литературная студия Список участников Программа конвента «Малеевка-ИПК»
Еврокон-2015 Сериал «Посредник»: предпремьерный кинопоказ Игротека. Список игр Официальный турнир Magic: The Gathering

Программа мероприятий конвента.
Тезисы докладов

 

Елена Первушина. «Фантастика женским почерком»

Светлана Тулина. «Разница видения перспектив однополого общества в зависимости от гендерной принадлежности автора»

Александр Олексенко представляет новую книгу из серии «Альтернативный Пегас»: Николай Романецкий. «Тоники. Сага о кольце Сидора»

Владимир Софиенко, Елена Софиенко.
Презентация литературного конвента «Петроглиф–2013»

Никита Аверин. Презентация портала «Fan-Book.ru»

Дмитрий Вересов. «В сценаристы б я пошел, пусть меня научат!..»

Василий Владимирский. «Год „самиздата“»

Александр Ермак. «Авторский сайт как персональное издательство»

Андрей Малышкин. «Современная шотландская фантастика»

Елена Бойцова.
«Пляски на костях. Как презентовать фантастические книги»

Дискуссия: «Антология — последнее прибежище рассказчика?» Дискутируют Антон Первушин и Василий Владимирский.

Василий Владимирский. «Не развлечение, а обязанность!
(О причинах актуальности творчества братьев Стругацких)»

Алан Кубатиев. «Мы и Свифт: Завещание Декана»

Сергей Переслегин. «Альтернативная история: подлинные альтернативы»

Сергей Шилов. «Зима близко»

Владислав Гончаров. «Наш привет Фукуяме или Малый типовой набор юного футуролога»

«Фантастическое кино Тинто Брасса»

«Город, которого нет». Ленинградская кинохроника. Новости дня

Russel D. Jones. «Наука, которую не видят, или
Что мы знаем о психологии, но боимся признаться»

Антон Москаль. «Как мы можем и как мы не можем летать в космосе»

Мария Кочакова. «Профессия сценариста компьютерных игр:
творчество, техрайтинг и „сотворение миров“»

Михаил Шавшин. «Аркадий и Борис Стругацкие. Динамика творчества»

Юрий Флейшман. «Архивы Стругацких»

Светлана Бондаренко. Анонс Полного собрания сочинений Стругацких

Алла Кузнецова. «Русскоязычные зарубежные издания Стругацких»

Видеопоказ беседы группы «Людены» с Б. Стругацким
на «Интерпрессконе–2005» (Запись Михаила Шавшина)

Дискуссионный клуб «ЛЮДЕНЫ отвечают» (первый день)

Дискуссионный клуб «ЛЮДЕНЫ отвечают» (второй день)

Творческие

Елена Первушина. «Фантастика женским почерком»

10 мая, 12:00–13:30, Библиотека

«Мужчины — с Марса, женщины — с Венеры, а Земля — голубая планета. Или: о гендерных различиях и сходстве».

  • Чтение и обсуждение рассказа Светланы Тулиной «Запердолить джи!»
  • Доклад «Не буди во мне зверя. Гендерные схемы в природе».

Продолжительность:1 час 30 минут.

Светлана Тулина. «Разница видения перспектив однополого общества в зависимости от гендерной принадлежности автора»

10 мая, 13:30–14:00, Библиотека

Секс в однополом обществе — норма, жуткое извращение или давно забытый атавизм типа юношеских прыщей на физиономии человечества?

Возможна ли успешная пропаганда патриархальных семейных ценностей в обществе, лишенном не только цветовой дифференциации штанов, но и полового разнообразия?

Проблемы размножения и воспитания детей — понадеяться на любителей или поручить профессионалам? Что страшнее (с точки зрения разных авторов)?

Варианты семей.

Чужая гендерная маска — возможно ли вживание в образ?

В докладе использованы миры Роберта Хайнлайна, Джона Уиндема, Лоис Макмастер Буджолд, Айзека Азимова, Петера Хёга, Далии Трускиновской, Юлиуша Махульского, Джоанны Расс и других.

Продолжительность: 30 минут.

Презентации и пресс-конференции

Александр Олексенко представляет новую книгу из серии «Альтернативный Пегас»: Николай Романецкий. «Тоники. Сага о кольце Сидора»

8 мая, 19:30–20:30, Холл шестого этажа

Прозаик — литературная профессия. А поэт и фантаст — состояние души.

Наверное, именно по этой причине поэты замечены в фантастике (к примеру, Вадим Шефнер), а фантасты — в поэзии.

Еще в конце прошлого века была открыта серия «Альтернативный Пегас», в которой печатались поэтические книжки известных фантастов (Евгений Лукин, Вячеслав Рыбаков и др.).

После долгого перерыва в серии вышла книжка Николая Романецкого «Тоники. Сага о кольце Сидора». Это не серьезная поэзия, это, скорее, беззлобное подтрунивание над членами писательской и околописательской общественности, выполненное в стихотворной форме...

После презентации — поэтические чтения: автор прочитает новые, написанные после выхода книги «тоники»; со своими стихами выступят также Леонид Каганов, Евгений Лукин и другие писатели-фантасты.

Продолжительность:1 час.

Владимир Софиенко, Елена Софиенко.
Презентация литературного конвента «Петроглиф–2013»

9 мая, 16:30–17:00, Конференц-зал

  • Петроглиф–2013 — это летний литературный конвент молодых авторов, пишущих о севере;
  • Место и время проведения конвента: Российская Федерация, Республика Карелия, 25 июля – 3 августа 2013 года;
  • Сортавала — Валаам — Импилахти — Рускеала — Пряжа — Петрозаводск — Кижи — Бесов Нос;
  • Литературный конвент «Петроглиф» соберет молодых авторов, пишущих о севере, гостеприимно распахнув двери для опытных и начинающих писателей, поэтов, журналистов, публицистов, блоггеров, футурологов, фантастов и философов и всех, кто считает, что ключ к прошлому и будущему сокрыт в языке и культуре Русского Севера;
  • В рамках подготовки к конвенту «Петроглиф—2013» будет организован конкурс прозаических, поэтических и фантастических литературных произведений на тему Севера (рассказы, эссе, стихи),
  • В программе конвента запланированы лесные маршруты, захватывающий поход на скалы, поездка на острова, включая жемчужину православного зодчества — остров Валаам. Участники побывают на старинных улочках финской Сортавалы; спустятся в гулкие гроты мраморных каменоломен Рускеалы, откуда добывали камень для многих храмов и дворцов старой России.
  • Сайт конвента: http://petroglitkon.ru

Продолжительность: 30 минут.

Никита Аверин. Презентация портала «Fan-Book.ru»

9 мая, 18:00–18:30, Холл шестого этажа

Идея создания «ФанБука» возникла из понимания необходимости наличия такого ресурса на просторах рунета. Ведь ничего подобного просто нет, хотя, казалось бы, посвященных фантастике сайтов много.

Чем «ФанБук» отличается от других литературных порталов?

  • ежедневные новости фантастики
  • статьи на различные темы
  • новинки книг, бумажных и электронных
  • бестселлеры основных магазинов фантастики, показанные в наглядной форме
  • самиздат

По сути, «Фанбук» — это зародыш «фантастической соцсети» с возможностью выкладки произведений в Самиздате и продажей книг. Таким образом, это инструмент для общения автора и его читателей, с возможностью эффективной рекламы и продвижения книг автора.

На портале ежедневно проходят всевозможные конкурсы, по итогам которых будут составлены и (возможно) опубликованы сборники рассказов. Более того, уже есть интерес издателей к нашим конкурсам.

Никита Аверин, промоутен-менеджер портала «Fan-book», расскажет об особенностях этого полезного для всех любителей современной фантастики ресурса.

Продолжительность: 30 минут.

Фантастиковедение

Дмитрий Вересов. «В сценаристы б я пошел, пусть меня научат!..»

9 мая, 12:30–14:00, Конференц-зал

Анонс: Наша эпоха предлагает фантасту массу возможностей для самореализации. Один из проторенных путей уводит любознательного путника в дебри кино- и телеиндустрии. Но если стать сценаристами полнометражного кино суждено считанным единицам, то влиться в ряды авторов, работающих над отечественными телесериалами гораздо проще. Однако и здесь энтузиастов, решивших связать свою судьбу с этой формой визуализации историй, поджидают опасные ловушки. Как обойти некоторые из них расскажет автор романов «Ворон», «Третья тетрадь», «Московская сага» и других популярных произведений, писатель, переводчик и сценарист Дмитрий Вересов.

Краткие тезисы доклада:

  • Как написать заявку, чтобы продюсер или редактор кинокомпании хотя бы прочитали ее
  • Между заявкой и договором: синопсис, концепция, тритмент, «библия»
  • Между договором и фильмом: «битва за урожай»...

Продолжительность:1 час 30 минут, включая перекур и вопросы.

.

Василий Владимирский. «Год „самиздата“»

9 мая, 16:30–17:30, Холл шестого этажа

История развивается по спирали. В 1980-х, в эпоху острого книжного дефицита любители фантастики сами восполняли недостаток ассортимента: переводили, распечатывали, переплетали книги, которые остро хотели прочитать. Так возникла система ФЛП, так появились самые известные литературные фэнзины — о них мы вспоминали на одном из предыдущих «Интерпрессконов». Сегодня ситуация повторяется с точностью до деталей: несмотря на кризис перепроизводства, рыночный тренд диктует «формат», многие произведения отечественных и зарубежных авторов годами, а то и десятилетиями не могут найти дорогу к читателям. И тогда читателям не остается ничего иного, кроме как взять дело в свои руки. В последние годы к нам возвращается «неформат»: книги, переведенные, отредактированные, и изданные сверхмалыми тиражами — на принципиально новом качественном и полиграфическом уровне, разумеется. Из доклада Василия Владимирского «Год „самиздата“» вы узнаете, какие схемы финансирования используют эти энтузиасты, каким направлениям отдают предпочтение, услышите о книгах, счастливыми обладателями которых являются в лучшем случае десятки человек на всю Россию. Доклад будет сопровождаться демонстрацией редких коллекционных изданий и показом избранных обложек.

Продолжительность:1 час.

Александр Ермак. «Авторский сайт как персональное издательство»

9 мая, 17:30–18:00, Холл шестого этажа

Меняется мир, меняется книжный рынок, меняется система взаимоотношений с издателями, распространителями и читателями. Книгоиздательский бизнес все больше перемещается в интернет. Новое поколение читателей сделало свой выбор в пользу смартфонов, ридеров, планшетов, и уже никогда не откажется от него.

Для писателя в этом нет ничего плохого. Новые времена — новые возможности. В новых условиях писатель может зарабатывать не только традиционно получая роялти от издательства, но и сотрудничая напрямую с читателями и электронными магазинами. Дополнительный (и весьма существенный) доход может давать реклама.

Однако, сами собой новые отношения писателя c читателями, ритейлерами и издательствами не наладятся. Писатель становится издателем своих книг, налаживая необходимые связи с партнерами по книгоиздательскому бизнесу. В новые электронные времена набирает силу indiе-движение (от «independent»): независимые издательства, независимые магазины, независимые авторы.

Сегодня автор может самостоятельно:

  • подготовить книгу для электронной публикации;
  • разместить книги в электронных магазинах (Amazon, Smaswords, Xinxii, «Литрес», «Электронная книга», «Книгофонд» и т.д.),
  • управлять продажами и продвижением своих книг.

Для того чтобы эффективно издавать и продавать свои электронные тексты, автору нужна лишь электронная площадка (сайт или блог).

Продолжительность: 30 минут.

Андрей Малышкин. «Современная шотландская фантастика»

10 мая, 10:00–11:00, Конференц-зал

Британская фантастика — это некий литературный Стоунхендж. Много различных частей составляют нечто единое целое. К британским авторам относят и шотландцев, и валийцев, и ирландцев, и конечно же самих англичан. Но так ли все на самом деле или возможно, что при более пристальном взгляде, мы сможем рассмотреть шотландскую, ирландскую или может быть даже кельтскую фантастику и(ли) фэнтези... Есть ли какие-то своеобразные черты национального развития жанра, авторы пишущие не так как все или все же британская фантастика это лишь общий силуэт на карте мировой фантастики? На эти и ряд других вопросов мы постараемся ответить в нашем докладе, посвященном современной британской фантастике.

Продолжительность:1 час.

Елена Бойцова.
«Пляски на костях. Как презентовать фантастические книги»

10 мая, 11:00–12:00, Конференц-зал

Анонс: В современной России ежегодно выходят тысячи фантастических книг. Кризис перепроизводства: читатель, неравнодушный к жанру, теряется в бесконечном многообразии. В этой ситуации одна из главных задач культуртрегера — донести до потенциального потребителя информацию о книге. Иными словами, проинформировать тех, кого может заинтересовать новинка, что такая книга существует в природе. Один из самых популярных инструментов информирования — презентация. Но далеко не каждая из них собирает серьезную аудиторию. О стратегии ведения презентаций фантастики, о самых выигрышных и заведомо ошибочных ходах расскажет директор санкт-петербургского арт-проекта «Жук» Елена Бойцова.

Из доклада «Пляски на костях» вы узнаете:

  • Какие формы презентаций фантастических книг используются в России.
  • Почему проваливаются презентации?
  • Какие презентации проходят успешнее всего?

Продолжительность:1 час с обсуждением и перекуром.

Дискуссия: «Антология — последнее прибежище рассказчика?» Дискутируют Антон Первушин и Василий Владимирский.

10 мая, 12:00–14:00, Конференц-зал

2012 год для отечественной «жанровой» периодики оказался окрашен в траурные тона. По разным причинам закрылись оба литературных журнала, печатающие фантастику, «Если» и «Полдень, XXI век». Российские фантасты в одночасье лишились главной площадки для публикации рассказов и повестей. Смогут ли взять на себя эту функцию внезапно расплодившиеся антологии, тематические и ежегодные сборники, спешно собираемые ведущими издательствами? Или, возможно, перед писателем-фантастом открываются и другие пути? Об этом в рамках традиционной дискуссии «Интерпресскона» поспорят писатель Антон Первушин и критик, редактор-составитель Василий Владимирский.

Продолжительность:2 часа.

Василий Владимирский. «Не развлечение, а обязанность!
(О причинах актуальности творчества братьев Стругацких)»

10 мая, 16:00–17:00, Конференц-зал

Еще лет двадцать назад трудно было представить поклонника фантастики, в библиотеке которого книги братьев Стругацких не занимали бы особое, почетное место. Однако с тех пор многое изменилось. В нашу жизнь ворвались новые медиа, новые формы искусства, наступило настоящее книжное изобилие, обернувшееся кризисом перепроизводства. В этих условиях выросло целое поколение любителя фантастики и писателей-фантастов, которые не знают, не любят, не читают АБС — и не стесняются в этом признаваться. Книги Стругацких называют морально устаревшими, целиком и полностью оставшимися в советской эпохе, не идущими ни в какое сравнение с фантастическими шедеврами нового времени. А уж по сравнению с многопользовательскими компьютерными играми новой генерации — это и вовсе детство человечества!.. О том, в чем ущербность этой позиции, почему произведения Аркадия и Бориса Стругацких не потеряли актуальности по сей день, расскажет журналист, критик и редактор Василий Владимирский.

Вас ждут ответы на вопросы:

  • Зачем Стругацкие читателю?
  • Зачем Стругацкие писателю?
  • Зачем Стругацкие сценаристу?

Продолжительность:1 час.

Алан Кубатиев. «Мы и Свифт: Завещание Декана»

10 мая, 17:00–18:00, Конференц-зал

Чему можно научиться у Свифта? И стоит ли у него учиться чему-нибудь? Гений ненависти, мастер логизированного гротеска, проведший последние годы жизни в полном отказе от реальности — что он может сегодня нам сказать? Попробуем вглядеться в то, что оставалось за рамками внимания даже самых придирчивых биографов и фантастоведов, и понять, предостережение ли это, поучение или жестокая шутка, не перестающая ловить на свой крючок простаков...

Продолжительность:1 час.

Футурология и альтернативная история

Сергей Переслегин. «Альтернативная история: подлинные альтернативы»

9 мая, 10:00–11:30, Холл шестого этажа

  1. 99,9% текстов по альтернативной истории — альтернативная война и альтернативная политика. При этом игнорируется, что и сражения, и даже образование и гибель империй, — всё это тактика. Можно долго писать про Наполеона, выигравшего Ватерлоо, но уже в пятидесятилетнем горизонте различие между этой альтернативой и Текущей Реальностью будет крайне незначительным.
  2. Оставшийся 0,1% — это альтернативные технологии. Как правило, это довольно глупо, но возможны и интересные версии.
  3. Практически ничего нет по альтернативному научному развитию. Разве что, «Машина различий» Стерлинга и, до некоторой степени, Нейл Стивенсон. Между тем, именно здесь лежит «действительно интересное».
  4. И, наконец, совсем нет альтернативок по социальным изменениям. Между тем, анализ показывает, что крайне незначительное изменение в системе расселения в СССР в 1945 году приводит к совершенно другому Союзу на рубеже 90-х.
  5. Как ни странно, совсем не анализируются изменения в культурных кодах или канонах (если только они не рассматриваются, как формальное следствие политических изменений).
  6. Выводы: нужен конкурс по «альтернативным альтернативкам», где изменение Реальности не носит грубого военно-политического характера.

Продолжительность:1 час 30 минут.

Сергей Шилов. «Зима близко»

9 мая, 11:30–13:00, Холл шестого этажа

В докладе «Фантастика как мифология и будущее как ресурс», прочитанном на Интерпрессконе-2012 было показано, что в современном обществе сюжеты научно-фантастических произведений соответствуют мифологическим сюжетам традиционного общества. В частности, основополагающий для всей советской фантастики сюжет коммунистического будущего оказывается структурно-эквивалентным классическому сюжету Золотого Века и средневековому сюжету Царствия Небесного, и восходят к историческим реалиям времён мезолита.

В настоящем докладе исследуются характерные для американской фантастики сюжеты «Супергерой» и «Конец истории», в частности сюжет «Последняя война». Показано, что сюжет «Последняя война» распадается на два сюжета: «Теомахия», восходящему к времени неолитической революции и структурно связанному с сюжетом «Изгнание их рая» и сюжету «Троянская война», связанному с Катастрофой бронзового века.

Также обсуждается вопрос о соотношении циклического времени и «времени развития» в истории и между цивилизационным и формационным подходами.

Продолжительность:1 час 30 минут.

Владислав Гончаров. «Наш привет Фукуяме или Малый типовой набор юного футуролога»

9 мая, 13:00–14:00, Холл шестого этажа

В докладе предполагается представить обзор футурологических концепций, которые может использовать автор «социальной фантастики о будущем».

Продолжительность:1 час.

Киносекция

«Фантастическое кино Тинто Брасса»

9 мая, 19:30–20:45, Холл шестого этажа

Будет демонстрироваться фильм Тинто Брасса «Летающая тарелка». Итальянский фантастический фильм режиссёра Тинто Брасса, который является пародией на модное во всём мире в 1960-х годах прошлого века увлечение космическими путешествиями и инопланетянами. Фильм снимался в Италии, в регионе Венето, в городке Тревизо.

Премьера фильма состоялась в Италии 23 декабря 1964 года.

Продолжительность:1 час 15 минут.

«Город, которого нет». Ленинградская кинохроника. Новости дня

10 мая, 10:00–12:00, Холл шестого этажа

Ленинградская студия документальных фильмов (ЛСДФ) выпускала киножурнал «Ленинградская кинохроника». Киножурнал в советское время демонстрировался на каждом сеансе в кинотеатрах непосредственно перед показом фильма и стал своеобразной «визитной карточкой» ленинградского кинопроката. Снятые подлинными мастерами своего дела сюжеты киножурнала стали документами истории.

Продолжительность:2 часа.

Лекторий «Интерпресскона»

Russel D. Jones. «Наука, которую не видят, или
Что мы знаем о психологии, но боимся признаться»

9 мая, 17:00–18:00, Конференц-зал

Психология для авторов фантастики.

Аннотация:

Плодами этой науки пользуются все писатели, но далеко не все осознают это. И даже авторы научной фантастики отказываются признавать психологию наукой. Между тем именно она шла рука об руку с литературой и другими видами искусства всю историю их существования. Лекция-дискуссия позволит вспомнить, где и как психология проявляла себя — и научиться применять её в своих произведениях.

Тезисы:

  • Вступление. Разъяснение формата лекции и наглядных материалов. Может ли фантастика быть «стопроцентной» без знаний о психологии? Почему психологию не считают наукой и насколько это плохо. Разница между отношением к «науке о голове» и реальным положением дел.
  • История психологии в примерах. Причины и условия зарождения. Отличия от других видов знаний. Неизвестная и одновременная знакомая наука: как выглядела психология тысячи лет назад и почему эти методы по-прежнему актуальны. Первая задача психологии: кто использовал, как, где это проявлялось и почему авторы так редко прибегают к психологическим ноу-хау.
  • Вторая задача психологии. Внешнее воздействие и воздействие на сознание. Проблемы слишком сложного мозга. Что такое психологические защиты и почему это нормально. Слово о психах, терминологии и оценках. Структура личности: почему теорий много, но все они верны? Шаман, священник, психолог и бутылка водки: особенности «отечественной» терапии.
  • Его Величество Бессознательное: герой, творец и прочие чудовища. Как развитие психологии повлияло на героев и сюжеты: Стивенсон-первопроходец. От детской психотравме к Ювенальной юстиции: обыкновенные японские школьники и прочие телепаты. Роршах, Джокер и феномен комиксов. Немного о люденах и Искусственном Интеллекте. Как развитие психологии повлияло на авторов и критиков. От цитат и пасхальных яиц к Синдрому Поиска Глубинного Смысла.

Продолжительность:1 час.

Антон Москаль. «Как мы можем и как мы не можем летать в космосе»

10 мая, 12:00–14:00, Холл шестого этажа

Одной из удручающих особенностей современной фантастики является игнорирование физических реалий. Причем плохо это не потому что «все врут», а потому что в результате космическая тема оказывается наполненной набившими оскомину штампами времен расцвета «космических опер». Тогда как в реальности учет физической реальности позволяет как раз от штампов уйти.

Доклад (и если повезет — дискуссия) посвящен тому, есть ли смысл летать с «ускорение 1g», как именно надо летать, какие есть реальные, перспективные и «фантастические, но потенциально реальные» способы космических полетов.

Продолжительность:2 часа.

Секция настольных и компьютерных игр

Мария Кочакова. «Профессия сценариста компьютерных игр:
творчество, техрайтинг и „сотворение миров“»

10 мая, 15:00–16:00, Холл шестого этажа

В связи с кризисом книгоиздания модно звать фантастов в другие области, хоть каким-нибудь боком связанные с литературой. На докладе по сценаристике компьютерных игр я расскажу о своем опыте работы сценаристом, о спросе и предложении на рынке работы для сценаристов, о профессиональной идентичности и главное — о том, какие навыки здесь требуются и какие возможности для творчества здесь имеются. Доклад будет интересен тем, кто хоть раз задумывался о работе в индустрии компьютерных игр, кто уже работал или работает в ней (всегда интересно пообщаться с коллегами и поделиться опытом), а также тем, кто просто интересуется, как все в геймдеве устроено, и хочет заглянуть на кухню создания компьютерных игр.

Докладчик: Мария Кочакова, сценарист Mail.Ru Games (пректы «Пираты. Сундук мертвеца», «Райский Сад», «Малиновка», «Танат Онлайн»).

Продолжительность:1 час.

Приёмнная «Люденов»

Михаил Шавшин. «Аркадий и Борис Стругацкие. Динамика творчества»

9 мая, 10:00–10:30, Конференц-зал

  • Начало. На исходе 50-х. Завоевание читателя и места в литературе.
  • После «Попытки...». Настоящие Стругацкие. Под давлением идеологии.
  • 70-е и 80-е. Вертикальный прогресс, прорыв в другое измерение.
  • Аркадий и Борис. Неразделимое единство. Чего не хватает индивидуальному творчеству каждого в сравнении с общими шедеврами.

Продолжительность: 30 минут.

Юрий Флейшман. «Архивы Стругацких»

9 мая, 10:30–11:00, Конференц-зал

  • Поэтапное знакомство с архивом Б. Стругацкого: рукописи, статьи, переписка с издательствами, переписка братьев, рабочие дневники, личные дневники и записные книжки, фотографии.
  • Обнаружение архива А. Стругацкого, и что в нем нашлось.
  • Находки в чужих архивах: архив М. Лемхина, архив Ю. Манина, архивы фотографов, «К вопросу о циклотации» и «Бойцовый Кот возвращается в преисподнюю», письма к читателям.
  • Потери чужих архивов: М. Ткачев, Б. Заикин.
  • Этапы работы над материалами архивов: сканирование, установление датировок, установление авторства, итоговые результаты.
  • Что успелось... («Вот это еще надо спросить...»)

Продолжительность: 30 минут.

Светлана Бондаренко. Анонс Полного собрания сочинений Стругацких

9 мая, 11:00–11:30, Конференц-зал

  • История задумки 30-томника Стругацких.
  • Что туда войдет?
  • Особенности расположения материалов.
  • О дополнительных томах.
  • Мнение Бориса Стругацкого — будет зачитано его предисловие к данному изданию.
  • Ответы на вопросы.

Продолжительность: 30 минут.

Алла Кузнецова. «Русскоязычные зарубежные издания Стругацких»

9 мая, 11:30–12:00, Конференц-зал

В предлагаемом докладе о пиратских изданиях произведений братьев Стругацких автор показывает, что книгоиздательское пиратство как таковое возникает на основе дефицита литературы определённых жанров и направлений (к которым относится и фантастика), и что существуют по меньшей мере две разновидности данного явления: не согласованное с авторами издание их произведений вполне легальными и известными издательствами (пиратство первого рода) и издание произведений — естественно, тоже никак не согласованное с авторами и правообладателями — безвестными издателями, маскирующимися зачастую весьма экзотическим образом (пиратство второго рода). Приводятся примеры такой маскировки: указание мест выпуска в свет или весьма экзотических: Аддис Абеба (Эфиопия, Африка), Фиджи (Океания), или наоборот — прозаически-провинциальных: Ставрополь (юг России), довольно странные наименования самих таких «издательств»: «Менелик», ВААМ...

На конкретных примерах показано, что пиратские издания Стругацких в большинстве своем принадлежат ко второму роду и почти всегда представляют из себя клоны-копии изданий официальных. Нам удалось определить и оригинальные издания, с которых пираты делали перепечатки, а тем самым приблизительно датировать ряд изданий. По наличию пиратских изданий в крупных библиотеках разных стран делается попытка локализации истинных мест выпуска пиратских изданий (в целях проверки распространённой гипотезы о том, что на самом деле большинство пиратских изданий Стругацких печаталось в Израиле на ксероксах и ризографах). Также в докладе приведено мнение профессионалов-полиграфистов о способе напечатания некоторых пиратских изданий (тех, экземпляры которых автору доклада удалось полиграфистам показать).

Продолжительность: 30 минут.

Видеопоказ беседы группы «Людены» с Б. Стругацким
на «Интерпрессконе–2005» (Запись Михаила Шавшина)

10 мая, 16:00–18:00, Холл шестого этажа

Обсуждаются темы:

  • Предназначение человека и предназначение человечества. Поиски предназначения Стругацкими.
  • О качестве перевода — что главное.
  • Неожиданности — в науке, в истории.
  • О русском менталитете и специфически понимаемом порядке.
  • Писатель как человек. Смысл жизни писателя.

Продолжительность:2 часа.

Дискуссионный клуб «ЛЮДЕНЫ отвечают» (первый день)

9 мая, 16:30–18:30, Номер «люденов»

Продолжительность:2 часа.

Дискуссионный клуб «ЛЮДЕНЫ отвечают» (второй день)

10 мая, 12:00–14:00, Номер «люденов»

Интерпресскон был до последних лет съездом добрых старых знакомых-друзей-единомышленников, состав приезжающих был почти неизменен десятилетие, все встречались, братались, награждали, выпивали и разъезжались полные эмоций. Выделялась на этом фоне только несколько обособленная группа «Людены», которая собиралась на Интерпрессконах отдельной компанией. В память о когдатошних посиделках группой «Людены» проводится открытая дискуссия «ЛЮДЕНЫ отвечают», куда может прийти в обозначенное время любой желающий и завести с нами разговор на интересующую его тему о Стругацких... или что-то у нас спросить, касающееся Стругацких... или даже высказать нам свое, наболевшее, по Стругацким.

Выслушаем, поспорим, ответим, поделимся секретами.

Формат: открытая свободная дискуссия. Любой интересующийся приходит, задает вопросы, спорит... если он приходит и спор уже идет — включается в спор, а когда спор стихает — задает свой вопрос...

Приносить записывающую аппаратуру можно — если предупреждать. Пресса присутствовать может, но если захочет что-то из наших разговоров опубликовать — пусть пришлет текст (не из-за излишней секретности, а исключительно точности ради).

Мероприятие будет проводиться в частном номере. Оргкомитет просит отнестись к этому с пониманием.

Продолжительность:2 часа.